Свеча зажигания – небольшое устройство, необходимое для запуска двигателя внутреннего сгорания. Создаваемая ею искра воспламеняет воздушно-топливную смесь, обеспечивая работу мотора. Срок службы обычных свечей зажигания обычно не превышает 30 тыс. км. Заменить отработанные устройства несложно, но выбирать их следует исходя из ряда параметров: типа зажигания, двигателя, системы питания. В этом материале подробно обсудим, как выбрать свечи зажигания, какие они бывают и на что влияют.
В этой статье:
3. Как подобрать свечи зажигания под ваш двигатель
4. Когда менять свечи зажигания?
5. Как выбрать свечи зажигания: советы экспертов
6. Какие свечи зажигания лучше?
6. Итоги
Принцип работы свечей зажигания
Компонент системы зажигания оснащен центральным электродом и одним или несколькими боковыми электродами в металлическом корпусе. Центральный электрод, или проводник, отделен керамическим (реже – фарфоровым) изолятором.
На верхний контакт свечи зажигания подается электрический ток. Он проходит по всей длине центрального электрода и, не находя выхода, создает электрическую дугу между катодом и анодом – заземляющим или боковым электродом. Для поджига бензина или дизеля подается напряжение номиналом до 30 тыс. вольт, а для газо-воздушной смеси в машинах с ГБО – 10-15 тыс. вольт. Этого напряжения достаточно для создания мини-молнии между электродами. Возникшая из-за электрической дуги мощная искра поджигает смесь топлива и воздуха в цилиндре, что запускает двигатель внутреннего сгорания.
Виды свечей зажигания
Конструкция свечей зажигания практически не изменилась с момента их патентования компанией Bosch в 1902. Каждая состоит из:
- центрального электрода;
- изолятора;
- одного или нескольких боковых электродов.
Корпус и электроды чаще всего производятся из легированной стали, а изолятор – из керамики. Но у разных производителей состав изолятора и электродов, их количество, покрытие и технология изготовления разные. Это приводит к тому, что визуально похожие свечи имеют разные технические параметры и могут не подходить конкретной модели техники.
Например, представленная на нашем сайте свеча зажигания YT-855487 с длиной нити 19 мм от польского бренда Yato предназначена для фрезы YT-85590 или бензиновой газонокосилки YT-85533, а свеча на 12,7 мм YT-855488 – для бензиновых газонокосилок моделей YT-85528, YT-85532, YT-85545, измельчителя веток YT-85580 или подметальной машины YT-85600. При установке этих свечей в другой агрегат с ДВС, легковую машину или спецтехнику, в лучшем случае искры просто не будет, а в худшем – может возникнуть калильное зажигание или разрушение изолятора свечи и поломка двигателя.
Подбор свечей зажигания производится по ряду параметров. Чтобы устройство функционировало правильно, топливо сгорало полностью и машина не теряла мощность, у него должен быть определенный зазор между электродами, оптимальное калильное число и подходящая системе зажигания резьба.
По количеству электродов
Свечи зажигания бывают:
- одноэлектродные;
- многоэлектродные.
Варианты с центральным и одним боковым электродом недорогие, но имеют небольшой срок службы. В основном они используются в автомобилях и технике с устаревшими двигателями. Один боковой электрод не всегда обеспечивает нужную искру для работы мотора на полную мощность.
Многоэлектродные свечи имеют центральный электрод и 2-8 боковых. По заверениям производителей, они долговечнее и срабатывают стабильнее, чем их одноэлектродные аналоги. Искрообразование от количества боковых электродов не зависит, но производители разрабатывают системы зажигания с учетом определенных требований к свечам. Использование многоэлектродных свечей в современных машинах, в мануале которых есть требование по многоэлектродности элементов, позволяет снизить расход топлива и токсичность выхлопа. Свечи с несколькими боковыми электродами позволяют полностью раскрыть потенциал двигателя по мощности и эффективно сжигать топливовоздушную смесь.
Если тип двигателя подразумевает использование только одноэлектродных свечей, устанавливать многоэлектродные не стоит. Это не повысит производительность двигателя. Даже наоборот – приведет к поломке и быстрому износу дорогих свечей с несколькими электродами.
По материалу центрального электрода
Для современных двигателей и катушек зажигания важнее не количество электродов свечи зажигания, а тип и толщина центрального электрода. В зависимости от материала, из которого электрод изготовлен, меняется его толщина и технические характеристики. Стабильнее и дольше работают свечи с тонким центральным электродом. Они эффективнее образовывают искру, а значит – повышают качество сгорания топлива. У свечей с тонким центральным электродом меньше образовывается нагар, они не так сильно подвержены увеличению искрового зазора.
Никелевые
Никелевые свечи имеют центральный электрод из сплава никеля и хрома. Его толщина составляет 2,5 мм. Это довольно много и часто провоцирует «заливание» свечи в холодное время года, когда капля топлива подвешивается на центральном электроде и препятствует пуску двигателя. Хромоникелевый сплав не очень дорогой, но служат такие свечи не более 30 тыс. км.
Платиновые
Свечи зажигания с платиновым центральным электродом существенно облегчают запуск двигателя в холодную погоду. Платиновые свечи гораздо тоньше никелевых и служат практические вдвое дольше, чем обычные дешевые. Они отлично самоочищаются и способствуют эффективному сжиганию топливной смеси.
Иридиевые
Современные свечи с центральным электродом из иридия имеют толщину 0,4-0,6 мм. Сверхтонкий электрод иридиевых свечей обеспечивает отличные показатели сгорания топливовоздушной смеси и увеличивает КПД мотора. Свечи из иридия не заливаются и не перегреваются. Это увеличивает их срок службы до 120 тыс. км и обеспечивает бесперебойное искрообразование.
Комбинированные
Чтобы достичь компромисса между долговечностью и ценой свечи зажигания, производители используют сплавы нескольких материалов. Центральный электрод наиболее распространенных недорогих свечей зажигания состоит из железа, цинка, меди, сплавов никеля и хрома. В более дорогих и тонких свечах присутствуют тугоплавкие драгоценные металлы, медь, серебро, иттрий.
По типу двигателя
На выбор устройства влияет степень форсированности двигателя, степень сжатия и компрессии. Подбирать свечи зажигания следует исходя из особенностей автомобиля или техники с ДВС. Параметры свечей должны совпадать с требованиями изготовителей двигателя в технической документации.
По назначению
Свечи зажигания различаются в зависимости от режимов работы двигателя и такого параметра как калильное число. Наиболее распространенными являются горячие свечи. Они используются в обычных автомобилях и технике, не подверженной сильным температурным нагрузкам. Для менее спокойной езды на автомобилях с форсированными двигателями используются средние и холодные свечи. В спорткарах и машинах премиум-класса с двигателями увеличенного объема устанавливаются холодные свечи, способные справляться с высокими нагрузками.
Как подобрать свечи зажигания под ваш двигатель
В инструкциях к автомобилям и технике с ДВС производители указывают рекомендуемые модели свечей зажигания. В некоторых случаях прописываются производители и даже поставщики свечей. Если приобрести точно такую же свечу, как была установлена производителем изначально, невозможно, подбирать лучше по совокупности параметров – количеству электродов, калильному числу, типоразмеру и типу резьбы.
Калильное число: холодные или горячие
Калильное число – один из важнейших параметров свечей зажигания. Эта величина соответствует давлению или компрессии, из-за которой возникает воспламенение топливовоздушной смеси.
Напряжение на свече зажигания во время эксплуатации может составлять до 40-100 тыс. вольт, а температура поднимается до 800-900°С. Это приводит к образованию между электродами неконтролируемого зажигания даже без подачи тока на катод. Калильное число показывает, насколько хорошо устройство может отвести тепло от электродов. Свечи с высоким калильным числом менее подвержены перегреву, но могут вызывать калильное зажигание даже при отсутствии электрической дуги. Поджигание топливной смеси в произвольные моменты времени повышает расход топлива и снижает мощность двигателя. При калильном зажигании двигатель вибрирует и нестабильно работает.
Чтобы эффективнее отводить тепло от высоконагруженных двигателей, используются свечи зажигания с низким калильным числом. На стандартных городских авто с меньшей нагрузкой элементы могут иметь большее значение калильного числа. Практически каждый крупный производитель свечей зажигания имеет свои собственные стандарты и шкалы калильных чисел. Но для простоты обычно используется ГОСТ и разделение на холодные, горячие и средние свечи.
Тип свечей зажигания по калильному числу |
Теплостойкость |
Калильное число |
Использование |
Холодные |
Высокая |
20 и выше |
Для спорткаров и автомобилей с мощными двигателями |
Средние |
Средняя |
17-19 |
Для стандартных двигателей легковых авто |
Горячие |
Низкая |
1-14 |
Для маломощных двигателей. Для езды в городской среде с резкими стартами и частыми простоями (светофоры, пробки) |
У свечей со средним и низким калильным числом риск появления калильного зажигания ниже, но возникает проблема с появлением нагара. Сильный нагрев холодной свечи приводит к ее самоочистке от нагара, но средние и горячие свечи, покрываясь продуктами сгорания топлива, быстрее и перестают работать.
Теоретически не переживать о нагаре можно, если установить более горячую свечу, чем требуется двигателю. На практике неподходящая по калильному числу свеча зажигания быстро перегреется. Высокая температура может повредить керамический изолятор, вследствие чего частицы керамики могут попасть в камеру сгорания и повредить двигатель.
Возможные варианты для владельца городского автомобиля:
- иметь два комплекта свечей (горячие и холодные);
- выбрать усредненный вариант.
Общая рекомендация – устанавливать холодные свечи для поездок на длинные расстояния или высокоскоростной езды и горячие, если приходится часто стоять в пробках, особенно в холодное время года. Визуально у холодных свечей корпус короче, но при выборе обязательно нужно проверять маркировку и назначение, поскольку у разных производителей внешний вид устройства различается.
Искровой зазор и его значение
Искровым зазором называется расстояние между электродами свечи – центральным и боковым. Величина искрового или межэлектродного зазора влияет на работу двигателя. Его мощность выше, если зазор, и искра соответственно длиннее. При большом зазоре смесь сгорает лучше, но появляются риски – создать искру сложнее, а электрический ток может пробить изолятор, привести к повреждению катушки зажигания или высоковольтного провода. Исходя из этого значение искрового зазора должно быть точно рассчитанным, оптимальным для нормальной работы двигателя и безопасности катушки зажигания и других элементов.
Чем дольше используется свеча зажигания, тем сильнее изнашиваются ее электроды. Из-за эрозии искровой зазор увеличивается и усиливает нагрузку на катушку. Чтобы создать искру нужной мощности, катушке приходится подавать большее напряжение, что усложняет холодный запуск и быстро приводит к ее выходу из строя.
Точно отрегулировать значение зазора вручную невозможно. Критичной может стать десятая доля миллиметра. Чтобы избежать преждевременной поломки дорогой катушки зажигания, необходимо вовремя менять свечи до момента полного износа и слишком большого увеличения искрового зазора.
Резьба, длина и диаметр
Свечи зажигания могут иметь разную резьбу, диаметр и длину корпуса.
Резьба |
М10×1 |
М12×1,25 |
М14×1,25 |
М18×1,5 |
Назначение |
Для мотоциклов, газонокосилок, техники с oднoцилиндpoвыми двyxтaĸтными мoтopaми |
Для мотоциклов |
Для автомобилей, строительной и садовой техники |
Для тракторов, газопоршневых двигателей, автомобилей старого американского и советского стандарта, например, ГАЗ-51 и ГАЗ-69 |
Короткие свечи длиной 12 мм используются для многих старых автомобилей – ЗИЛов, ГАЗелей, Запорожцев. Свечи 12,7 мм применяются в садовой технике, в частности, измельчителях веток бренда Yato YT-85580 и бензиновых газонокосилках, представленных на нашем сайте.
Практически все современные иномарки и более новые модели ВАЗ, ГАЗ и ЗАЗ используют свечи зажигания длиной 19 мм. Удлиненные свечи с длиной нити 25 мм устанавливаются в машинах с форсированными ДВС и в мощных спорткарах.
Диаметр головки под шестигранник для установки и снятия свечи на современных двигателях с трех- или четырехклапанными цилиндрами может составлять 14 или 16 мм. У мотоциклов обычно 19 мм, а у большинства легковых автомобилей советского автопрома – 22 мм. Головка под свечной ключ размером 20,8 мм используется для старых европейских машин с 2 клапанами на цилиндр в ДВС, а 24 мм – для свечей с резьбой М18х1,5.
Совместимость с системой зажигания
Подбирая свечи для своего автомобиля или техники, важно обратить внимание на тип зажигания. Та или иная свеча может не подойти для контактного или бесконтактного, батарейного или электронного зажигания.
Немаловажен и тип системы питания. Для карбюраторных или инжекторных автомашин с точечным, мульти- или моно- впрыском требуются разные типы свечей.
Свечи зажигания для бензина, газа (ГБО) и дизеля (вспомогательные)
У стандартной свечи зажигания для бензинового двигателя обычно один боковой электрод. Но современные бензиновые автомобили выпускаются с усовершенствованными системами зажигания. Они требуют наличия свечей с 2, 4, 6 или 8 боковыми электродами. Это нужно учитывать при выборе нового комплекта элементов зажигания.
Свечи зажигания для автомобилей с газобаллонным оборудованием (ГБО) отличаются от свечей для бензиновых двигателей. Смесь топлива и воздуха, которую образовывает газ, менее насыщенная, поэтому искра для зажигания должна быть мощнее. Чтобы машина на газу без проблем заводилась, у свечей зажигания должен быть уменьшенный зазор между электродами. Уменьшить зазор на бензиновой свече можно вручную, но лучше обратить внимание на специальные модели для двигателей с ГБО.
В дизельных моторах свечи играют вспомогательную роль. Они подогревают топливо, сушат камеру сгорания и помогают создавать в ней завихрения для лучшего распыления топлива. Для дизельных двигателей предназначены специальные свечи накаливания, а не свечи зажигания.
Когда менять свечи зажигания?
Замена свечей производится по истечении срока их эксплуатации или в случае поломки. У каждой есть ресурс – превышать длительность работы свечи не стоит. В противном случае она может выйти из строя в самый неподходящий момент и спровоцировать неисправность цилиндров и всего двигателя.
Признаки износа
О том, что свеча вышла из строи или практически выработала свой ресурс, может свидетельствовать:
- «троение» двигателя и проблемы запуском;
- увеличенный расход топлива;
- образование нагара или черной пленки на электродах свечи;
- снижение мощности двигателя.
Оценить состояние элемента можно визуально. Рабочие свечи зажигания чистые, могут иметь серо-коричневый налет. Форма электродов у исправной свечи такая же, как и у новой, а искровой зазор четкий.
Рекомендованные интервалы замены
Срок замены зависит от материала центрального электрода и того, с какой интенсивностью эксплуатируется двигатель:
- Менять никелевые свечи лучше каждые 30-40 тыс. км.
- Более долговечные платиновые заменяют после 60-70 тыс. км пробега.
- Иридиевые могут служить до 60-120 тыс. км.
Как влияет пробег и тип топлива
Чем больше пробег, тем чаще следует менять свечи. Если машина заправляется бензином плохого качества или часто используется для езды по бездорожью, замену свечей зажигания стоит делать минимум в два раза чаще, чем при обычной городской езде.
Как выбрать свечи зажигания: советы экспертов
Эксперты не советуют медлить с заменой. При первых признаках износа следует оценить состояние каждой свечи и подобрать замену. Свечи зажигания популярных брендов, особенно дорогие платиновые и иридиевые модели, часто подделывают. Чтобы не ошибиться при выборе, новую свечу нужно обязательно сравнить со старой. Не стоит покупать элемент зажигания, если на корпусе или резьбе есть сколы или неровности. Обязательно нужно проверить маркировку и целостность упаковки.
Что рекомендуют производители
Снижение мощности мотора из-за неисправной свечи ведет к тому, что наблюдаются проблемы с резким набором скорости, автомобилю становится тяжело подниматься на горку. Если машина не заводится или заводится не с первого раза, следует проверить исправность всех свечей и заменить изношенные.
Как выбрать свечу по марке авто
В инструкции к конкретной модели автомобиля указывается стандартный тип свечи, установленный на производстве. В некоторых случаях допускается замена на аналоги. Лучше выбирать модель с центральным электродом из того же материала, что и родные свечи. Установка никелевых вместо платиновых приведет к потере мощности.
От модели авто зависит, сколько свечей зажигания в машине. У большинства автомобилей с четырехцилиндровым двигателем внутреннего сгорания 4 свечи, а у восьмицилиндровых машин – 8. Геометрия новой свечи должна совпадать со старой, чтобы избежать повреждения поршня двигателя.
Какие свечи зажигания лучше?
Наиболее популярными на рынке являются модели брендов Bosch, NGK, Champion и Brisk. Выбирая оптимальные свечи зажигания, стоит обратить внимание на:
- Bosch ZR5SI332 с иридиевым напылением на тонком центральном электроде и большим ресурсом работы.
- NGK 4559 TR5B-13 с никелевым центральным электродом для бензиновых двигателей.
- Champion RJ19LM/T10 – одноэлектродные свечи из сплава железа, меди, никеля и хрома.
- Свечи зажигания YATO 12.7мм – недорогие модели для триммеров и газонокосилок с бензиновым двигателем.
- Brisk Silver LR17YS с серебряным центральным электродом и интервалом замены до 45 тыс. км для спортивных и гоночных авто.
- DENSO 5303 IK16 с тонким иридиевым электродом для быстрого запуска в холодное время года.
- Masuma ZFR5J-11 с никелевым центральным электродом и средней калильностью.
Подходящая для бензинового авто свеча Bosch или NGK не может использоваться с дизельными двигателями, а свеча зажигания 19мм от Yato предназначена для газонокосилок и фрез этого бренда. Чтобы понять, какие свечи зажигания лучше именно для вашего автомобиля, строительного или садового инструмента, важно сопоставить технические требования в мануале к двигателю с характеристиками элемента.
Итоги
От качества и исправности свечей зажигания зависит эффективность сжигания топлива и долговечность двигателя. Выбирая модель свечи, важно обращать внимание на репутацию бренда производителя, материал центрального электрода и калильное число. Приобретать устройства лучше в официальных магазинах, избегая подделок. Выбрать качественные свечи и наборы ключей для их замены от бренда Yato можно в нашем интернет-магазине. Мы предлагаем ерши для чистки гнезд свечей зажигания, комплекты для ремонта резьбы и другой инструмент для простой и быстрой замены неисправных свечей в автомобилях и садовой технике.
Частые вопросы
Можно ли использовать свечи с другим калильным числом, чем указано в мануале?
Использование свечи зажигания с калильным числом, которое отличается от указанного в мануале, может приводить к увеличению нагара и снижению срока службы свечи. Технически установить временно такие свечи можно, но это может привести к нестабильности искры, преждевременному зажиганию, повышению давления в цилиндре и поломке двигателя.
Какой срок службы у иридиевых и платиновых свечей?
Платиновой свечи хватает на 50-60 тыс. км пробега, а иридиевой – на 80-100 тыс. км.
Как часто нужно проверять зазор в свечах зажигания?
Проверять искровой зазор рекомендуется при установке свечи и каждые 15-20 тыс. км пробега для обычных или 7-10 тыс. км пробега для малолитражных авто.
Можно ли очистить старые свечи и поставить их обратно?
Технически поставить обратно очищенную старую свечу можно. Практически это повлечет снижение производительности, увеличит расход топлива и снизит мощность двигателя, а значит, будет менее эффективным, чем установка новой свечи зажигания.
Что будет, если установить свечи от другого автомобиля?
Неподходящая под конкретную модель автомобиля свеча может снизить топливную эффективность. Свеча от другой машины способна вызвать снижение производительности и эффективности использования топлива, а в некоторых случаях – даже привести к поломке двигателя.